Роджерс: «Хитрый план Путина» — приоткрываем завесу тайны

Путин пришёл к власти в 1999 году, опи­ра­ясь лишь на так на­зы­ва­е­мый «ко­опе­ра­тив Озеро» – со­об­ще­ство раз­вед­чи­ков и контр­раз­вед­чи­ков из быв­ше­го КГБ СССР (пре­иму­ще­ствен­но из неле­галь­ной раз­вед­ки).
Льви­ная доля эко­но­ми­ки, про­мыш­лен­но­сти, фи­нан­сов на тот момент при­над­ле­жа­ла оли­гар­хам из «ель­цин­ской Семьи». В пра­ви­тель­стве также были сплош­ные ли­бе­ра­лы-мла­до­де­мо­кра­ты из числа «ва­шинг­тон­ских маль­чи­ков». Се­ми­бан­кир­щи­на и прочие про­яв­ле­ния аме­ри­кан­ской ок­ку­па­ци­он­ной ад­ми­ни­стра­ции.
Всту­пать с ними в от­кры­тую кон­фрон­та­цию на тот момент было смерти по­доб­но, и при­ве­ло бы к неми­ну­е­мо­му по­ра­же­нию.
Вместо этого Путин начал «вы­щёл­ки­вать» оли­гар­хов одного за другим. Бе­ре­зов­ско­го, Гу­син­ско­го, Хо­дор­ков­ско­го и многих других. Причём делая это ис­клю­чи­тель­но «по по­ня­ти­ям», фор­маль­но ни­ко­гда не на­ру­шая «оли­гар­хи­че­ско­го кон­сен­су­са» – всегда за на­ру­ше­ние правил. Благо с бес­пре­дель­щи­ка­ми и рей­де­ра­ми (а других среди ель­цин­ских оли­гар­хов по­про­сту не было) всегда можно найти такой повод.
Па­рал­лель­но Путин фор­ми­ро­вал ко­ман­ду, и не то­ро­пясь рас­став­лял на клю­че­вые по­зи­ции своих людей.
И по­ти­хонь­ку на­во­дил по­ря­док в стране. Па­си­фи­ци­ро­вал Чечню, в своей фир­мен­ной манере найдя там до­го­во­ро­спо­соб­ные силы, го­то­вые к ком­про­мис­су, и со­че­тая за­даб­ри­ва­ние про­рос­сий­ских элит с без­жа­лост­ным уни­что­же­ни­ем ан­ти­рос­сий­ских. По­сте­пен­но от­ме­нил ка­баль­ные «Со­гла­ше­ния о раз­де­ле про­дук­ции» (их было несколь­ко сотен, а не одно, как любит вещать некто Бол­ды­рев, из­би­вая себя ан­ти­со­вет­ской пяткой в ан­ти­со­вет­скую грудь). Разо­брал­ся с по­след­стви­я­ми ель­цин­ско­го «берите столь­ко су­ве­ре­ни­те­та, сколь­ко смо­же­те унести». И многое другое.
А на­чи­ная при­мер­но с 2006-2007 годов – начал мас­штаб­ное (но неза­мет­ное, потому что при­кры­ва­е­мое «скан­да­ла­ми о кор­руп­ции Сер­дю­ко­ва») ре­фор­ми­ро­ва­ние и пе­ре­во­ору­же­ние армии. Гру­зи­ны по­чув­ство­ва­ли эффект от этих реформ в 2008 году бук­валь­но за три дня (и это было ещё далеко от се­го­дняш­не­го со­сто­я­ния армии).
Можно долго пе­ре­чис­лять до­сти­же­ния ад­ми­ни­стра­ции Путина, на­чи­ная с роста ВВП и за­кан­чи­вая со­кра­ще­ни­ем ко­ли­че­ства нищих с 82% на­се­ле­ния в 1999 году до 13% в 2017 году. Но не это яв­ля­ет­ся целью нашей статьи.
Самое глав­ное – Путин уни­что­жил оли­гар­хию, как яв­ле­ние. По­ло­мал аме­ри­кан­скую схему «у кого ре­сур­сы, тот и власть» и вернул более тра­ди­ци­он­ную для России модель «у кого власть, у того и ре­сур­сы».
Да, в России и се­год­ня есть сверх­бо­га­тые люди, дол­ла­ро­вые мил­ли­ар­де­ры. Но все они устра­не­ны от власти, и не ока­зы­ва­ют на неё вли­я­ния (а вот на­о­бо­рот – сколь­ко угодно).
Более того, за по­след­ние четыре-пять лет про­изо­шли су­ще­ствен­ные из­ме­не­ния и в струк­ту­ре соб­ствен­но­сти. Доля го­су­дар­ства в эко­но­ми­ке вы­рос­ла с 17% до 70% (я писал об этом мно­го­крат­но, с кучей ссылок на ис­точ­ни­ки, и по­вто­рять­ся не хочу).

  •  
    Все эти четыре года чи­сти­ли «сти­раль­ные ма­шин­ки», «кон­вер­та­ци­он­ные центры» и прочие кон­то­ры, ко­то­рые за­ни­ма­лись ис­клю­чи­тель­но спе­ку­ля­тив­ны­ми опе­ра­ци­я­ми, и не ин­ве­сти­ро­ва­ли в ре­аль­ный сектор эко­но­ми­ки. В том числе и мно­же­ство «кар­ман­ных» банков так на­зы­ва­е­мых «оли­гар­хов», ко­то­рые ис­поль­зо­ва­ли эти банки ис­клю­чи­тель­но для обес­пе­че­ния де­я­тель­но­сти своих ФПГ (как Ко­ло­мой­ский на Укра­ине, к при­ме­ру, ис­поль­зо­вал деньги «Приват-банка» для скупки пред­при­я­тий на своё имя).
    На кого, кроме Путина, идёт больше всего на­па­док со сто­ро­ны рос­сий­ских СМИ (как ли­бе­раль­ных, так и псев­до­пат­ри­о­ти­че­ских)? Пра­виль­но, на Сечина и на На­би­ул­ли­ну.
    Почему? Потому что эти двое больше всех щемят старый, сфор­ми­ро­вав­ший­ся при Ель­цине, оли­гар­хат. Один по части соб­ствен­но­сти, вторая по части фи­нан­сов.
    Нет, у меня (как и у Гла­зье­ва) к Эль­ви­ре Са­хи­п­за­довне есть целая куча во­про­сов. Но эти во­про­сы надо за­да­вать в фор­ма­те спо­кой­ной дис­кус­сии, об­суж­дая, какие шаги будут лучше для эко­но­ми­ки. А не кри­чать «Всё про­па­ло! Смот­ри­те, что она творит!».
    Так кричат те, у кого (или у чьих хозяев) всё дей­стви­тель­но плохо. Но это их ин­ди­ви­ду­аль­ные или кор­по­ра­тив­ные про­бле­мы, а не про­бле­мы страны в целом.
    Как учат сле­до­ва­те­лей, всегда ищите мотив. Qui prodest? Кому вы­год­но?
    У меня, пока я копал, кто на самом деле стоит за Бол­ды­ре­вым, Гру­ди­ни­ным и про­чи­ми Ку­че­рен­ко, целый список об­ра­зо­вал­ся. Из мил­ли­ар­де­ров, чьи со­сто­я­ния за по­след­ние несколь­ко лет су­ще­ствен­но сни­зи­лись (со­от­вет­ствен­но, и их места в списке Форбс уехали далеко вниз). И банков, им при­над­ле­жав­ших, а теперь за­кры­тых или са­ни­ру­е­мых. И воз­буж­дён­ных против них уго­лов­ных дел.
    Не, фа­ми­лии я пока не назову (может позже). Потому что их пока не до конца ре­прес­си­ро­ва­ли, а су­дить­ся с де­сят­ком дол­ла­ро­вых мил­ли­ар­де­ров наша ре­дак­ция не по­тя­нет. Я уже давал под­сказ­ки, как их можно вы­чис­лить, и неко­то­рые чи­та­те­ли уже про­де­ла­ли эту работу са­мо­сто­я­тель­но в про­шлый раз.
    Эта триада – уго­лов­ные дела за хи­ще­ния и рас­тра­ты, «рей­дер­ство» Сечина и бан­ков­ские про­вер­ки На­би­ул­ли­ной – ра­бо­та­ет как «еже­днев­ная ша­га­ю­щая мя­со­руб­ка». Это группа то­ва­ри­щей лет десять назад при­ду­ма­ли образ, зна­ме­ну­ю­щий неот­вра­ти­мость на­ка­за­ния — а дей­стви­тель­ность пре­взо­шла все ожи­да­ния.
    Путин, кстати, не врёт – пе­ре­смот­ра при­ва­ти­за­ции не будет. Будет «экс­про­при­а­ция экс­про­при­а­то­ров». Хотя почему «будет»? Уже идёт!
    «Крас­ная машина» ра­бо­та­ет, как часы. Ре­прес­сии в раз­га­ре.
    А вы как думали? Выйдет Путин и тор­же­ствен­но объ­явит «Граж­дане оли­гар­хи, вам писец»? И поедут по ад­ре­сам чёрные во­рон­ки с людьми в форме НКВД (или вовсе оприч­ни­ки с мёт­ла­ми и со­ба­чьи­ми го­ло­ва­ми)? Он же раз­вед­чик, а не идиот!
    Смот­рим ко­ли­че­ство от­ста­вок, аре­стов и по­са­док по кор­руп­ци­он­ным делам за по­след­ние два года, и по­ни­ма­ем, что Род­жерс (как обычно) прав.
    Всё идёт по плану. Просто план мно­го­лет­ний и дол­го­сроч­ный.